Хозяйственное строительство в 1920-30-ые годы

Административная реформа. Создание Жлобинского и Стрешинского районов. Проведение индустриализации

Экономическая характеристика Жлобинского района в 1920-30-ые годы.

Проведение коллективизации. Создание Жлобинской и Щедринской МТС

 

На Жлобинщине социалистические преобразования и восстановление народного хозяйства начались в составе Российской Федерации.

1921 г. поставил тяжелые и сложные для решения задачи. Необходимо было восстановить разрушенное хозяйство, приступить к строительству нового общества. В первую очередь необходимо было приостановить падение сельскохозяйственного и промышленного производства, ухудшения условий жизни трудящихся. Дело начало исправляться только благодаря самоотверженному труду жлобинчан. Ремонтировались и выходили на линию паровозы и вагоны, увеличивался грузооборот, восстанавливались небольшие предприятия, росло количество засеваемой земли. К осени 1920 г. была введена в строй электростанция мощностью 35 л.с., в 1924 г. на северной окраине была открыта метеостанция.

К 1924г. Белорусская Советская Республика, оставшаяся после Рижского мирного договора в границах неполных шести уездах Минской губернии, добилась удовлетворения требований о возвращении в ее границы этнически белорусских территорий, переданных РСФСР.

3 марта 1924г. в результате «первого укрупнения» Жлобин вместе с еще 16 уездами Гомельской губернии был передан в состав БССР. Вскоре после присоединения административный статус Жлобина повысился – с 17.07. 1924 г. он стал центром новообразованного Жлобинского района Бобруйской округи, а ровно через год – с 3.07.1925 г. он официально стал городом.

Изменение государственной принадлежности Жлобинщины совпало с началом в стране периода «великого перелома» — переходом к индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

Политика индустриализации на Жлобинщине не привела к радикальным преобразованиям промышленности и созданию крупных индустриальных предприятий. Курс был взят на развитие традиционных перерабатывающих отраслей в сочетании с новыми производствами, которые не требовали большой концентрации ресурсов и рабочей силы. Разведка сырьевых ресурсов района выявила запасы суглинков, гравия, глины, железняков и торфа.

В итоге к 1932 г. в районе насчитывалось 34 предприятия, на которых было занято 1411 человека. Только 8 из этих предприятий находились в государственной собственности, остальные принадлежали различным кооперативам и колхозам. Например: в Жлобине работали столярная мастерская, кузнечная, кирпичная, строительная, обувная и портняжная артели, скотобойня и яйце-птицекомбинат;  в Стрешине – кирпичная артель и артель «Круталоз»; в Красном Береге – крахмальный завод; в Солтановке – лесозавод; а в д. Пиревичи – спиртзавод.

Некоторую модернизацию пережил и железнодорожный узел. В 1933 г. на железной дороге организуются вагонные службы и вагонные участки с ремонтным обеспечением. В 1938 г. было построено новое здание депо, на станции Жлобин-Сортировочный открыт пункт техосмотра вагонов. Однако и развитие экономики, и сложная международная обстановка требовали укрепления транспортных магистралей. К 1941 г. был разработан проект переоснащения железнодорожного узла, размечена новая площадка для него, были даже выделены первые капиталовложения. Но начало войны отодвинуло эти планы.

Отдельную драматическую страницу Жлобинщины составила коллективизация.

До конца двадцатых годов в условиях новой экономической политики сохранялась свобода выбора крестьянами форм землепользования при поощрении кооперации. Сельчане Жлобинщины создавали коммуны, сельскохозяйственные артели, товарищества по совместной обработке земли и т.д. В 1924 г. в деревне Шепилове (Майское) возник один из первых в районе колхозов, в который вступили 27 семей. Председателем коллективного хозяйства был избран Т. Пугачев.

Однако в январе 1929 г. поступило директивное распоряжение о массовой коллективизации, единственной формой которой было признано коллективное хозяйство с полным обобществлением земли, скота, инвентаря и труда. Остальные формы кооперации на земле фактически попали под запрет.

Уже в первый год объявления массового вступления в колхозы были организованы «Социалистический путь» в Щедрине, «Новая жизнь» в Верхней Олбе, «имени Сталина» в поселке Садовом и др.

В 1930 г. в самом районном центре появился колхоз «Красный Жлобин». На 1.01.1933 г. в районе было коллективизировано уже почти 30% крестьянских хозяйств.

Для обеспечения нового крупного сельскохозяйственного производства в районе были открыты машинно-тракторные станции: Жлобинская, Хальчанская, Щедринская. В их распоряжении находилось 17 тракторов, 10  молотилок, 6 льнотеребилок, 28 сеялок. Таким техническим парком обслуживалось 50 колхозов. На базе крупных помещичьих имений были созданы совхозы. Наиболее значимыми стали «Хальч» со свиноводческим направлением, «Красный Берег», «Пиревичи» с молочно-животноводческой специализацией.

Как и по всей стране, коллективизация на Жлобинщине проводилась форсировано  и насильственными методами. Ценой создания    нового колхозного сектора экономики стали многочисленные материальные и людские потери вследствие раскулачивания и высылки наиболее работоспособной   части крестьянства.

Репрессии были связаны не только с коллективизацией. Коснулись они не только крестьянства, но и практически всех категорий населения: интеллигенции, выходцев из непролетарских классов, представителей национальных и религиозных меньшинств, бывших членов небольшевистских партий. В Жлобине и районе поименно установлено 250 человек раскулаченных, безосновательно осужденных за «антисоветскую», «подрывную», «шпионскую» деятельность. В результате репрессий к концу 1930-х гг. основательно изменилась сложившаяся столетиями структура населения, разорваны связи поколений и традиций.