Социально-экономическая и культурная жизнь в начале ХХ столетия

Развитие сельского хозяйства и промышленности в начале ХХ века.

Жлобинские земли в годы Первой мировой войны.

Развитие просвещения. Открытие гимназии (1915 год).

Столыпинская реформа 1906 г. дала толчок развитию не только земледелия, но и промышленности. За пределами Жлобинщины славился сделанный в нем инвентарь: сбыт его осуществлялся не только на собственном рынке, но и в соседних Бобруйске и Рогачеве. Староруднянская волость славилась бондарями, в Луговой Вирне делали сундуки и куфры, а в Проскурни мебель – столы, лавы, шкафы, стулья и табуреты.

Самое значительное влияние на экономику Беларусь второй половины 19-го – начала 20-го веков оказало интенсивное железнодорожное строительство. Жлобинщина относится к тем регионам края, которые ощутили это в наибольшей мере.

В 1873 г. произошло произошло событие, которое открыло новую эру в истории региона – через Жлобин прошла Либаво-Роменская железная дорога. Поселение стало активно Набирать темпы развития: увеличилось число жителей, стала расти и почти слилась со Жлобином Карпиловка, которая была отделена только железнодорожными путями. Однако в мае 1882 г. по неосторожности случился губительные пожар, который уничтожил практически все местечко. Едва были преодолены последствия пожара, как через несколько лет случился второй и третий. Поэтому неудивительно, что в 90-х годах 19 века в Жлобине создается вольно-пожарное общество, а Стрешине вольно-пожарная дружина.

К началу 90-х гг. 19 века Жлобин уже стал одним из торгово-транспортных лидеров региона, обогнав многие уездные города. «Обзор Могилевской губернии за 1885 г.» свидетельствол: «…С устройством в местечке станции Либаво-Роменской дороги, повлекшим за собой и перевод туда быстро разрастаться, отпускная торговля его сильно увеличилась, а торговое значение Рогачева упало».

В декабре 1902 г. была открыта еще одна железная дорога, которая связывала Жлобин с северо-восточным регионам Беларуси Витебск-Жлобин, а в 1915 г. Жлобин соединился железной дорогой с Калинковичами. Новые пути на порядок подняли транспортное значение Жлобина и сделали его отныне важным железнодорожным узлом. Расширилась торговля, особенно хлебом, льном, пенькой.

Благодаря переменам пореформенного времени размеры местечек Жлобин и Карпиловка и их потенциал стремительно росли. В ноябре их жители обратились к могилевскому губернатору с прошением придать обоим местечкам статус города. Дело было передано в Министерства внутренних дел. Рассмотрение заняло 4 года. После «выяснения бывших ранее прецедентов» и рассмотрения протеста жителей местечек крестьянского сословия, которые не хотели брать на себя налоги на городскую думу и управу, было решено оставить прошение «без последствий».

Несмотря на то, что именно в это время Жлобин стал крупным железнодорожным узлом с населением свыше 6730 человек, административный статус его оставался прежним – владельческое местечко Луковской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии, находившееся частично в собственности дворянки О. П. Сазанович, а частично принадлежавшее обществу крестьян и мещан. Карпиловка же оставалась в составе Стрешинской волости и во владении князей Друцких-Соколинских.

К началу 20-го века произошли сдвиги и в структуре народного образования, хотя в ней преобладали учреждения низшей ступени – школы грамоты, церковно-приходские, народные училища. Последние давали более высокую подготовку, обучая не только Закону Божьему и церковному пению, но также арифметике и грамматике. Удерживались они за счет казны и сборов с местных жителей. Именно число народных училищ увеличилось на Жлобинщине. Кроме самого Жлобина они действовали в Стрешине, деревнях Солоное, Заболотье, Малевичи, Денисковичи, Скепня. Везде работало по одному учителю, количество учеников не превышало 70 человек, среди которых девочек насчитывалось от 1 до 15.

Превращение Жлобина в железнодорожный узел имело не только экономическое, но и социально-политическое последствия: именно тут проявила себя новая общественная сила – рабочий класс. Уже в 1886 г. произошло одно из первых в истории Беларуси забастовочное движение. Началось оно среди рабочих мастерских Либаво-Роменской дороги в Гомеле и Жлобине, которые требовали повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и улучшения условий труда.

Рабочие-железнодорожники стали питаться средой для всякого рода революционных идей и пропаганды. Примерно в 1898 г. возникла социал-демократическая группа, с 1903 г. началось празднование Первомая. Жлобинский регион входил в сферу активности Всеобщего еврейского рабочего союза (Бунда) и эсеров, а с 1904 г. – новообразованного Полесского комитета РСДРП.