Подпольное и партизанское движения в годы Великой Отечественной войны на Жлобинщине

В лесах под Жлобином. Создание и действие партизанских отрядов «Смерть фашизму», «Железняк», имени Фрунзе, партизанских бригад «Железняк», и имени П. Пономаренко.

Развитие подпольного движения. Сложный путь становления и развития патриотического подполья. Действие групп Т. Миненкова, Ф. Елисеева, Д. Нижникова, Л. Миронова и других.

Юные партизаны и подпольщики.

Подвиг А. Тышкевича.

 

Всенародная борьба против немецко-фашистской оккупации.

Как и по всей Беларуси, на территории Жлобинского района   начала развертываться  всенародная борьба против немецко-фашистских захватчиков.

Первые попытки создать партизанский отряд были предприняты попавшими в окружение  красноармейскими частями. В сентябре 1941 г. в районе деревни Антоновка группа солдат и офицеров объединилась в партизанский отряд имени Котовского. Возглавил его офицер Красной Армии Н. Коленченко. Первоначально отряд насчитывал 32 бойца, затем пополнился местными жителями. С октября отряд стал пробиваться на восток, передислоцировался в район Быхова, а затем в Орловскую область.

Заново партизанские отряды на Жлобинщине стали создаваться с сентября 1942 г., когда уже действовали Центральный и Белорусский штабы партизанского движения.

Для руководства партизанским движением и подпольем Гомельский обком КП(б)Б создал Жлобинский районный подпольно-партийный центр. В сентябре 1942 г. ЦК КП(б)Б направил во главе самостоятельных групп Д. Шибинского в Стрешинский, И. Кришнева в Жлобинский районы. 24 сентября обе эти группы объединились в один партизанский отряд «Смерть фашизму» (командир – И. Кришнев, комиссар – Д. Шибинский).

Своей главной задачей партизаны ставили нанесение урона коммуникациям и живой силе противника.

Первыми боевыми акциями осени-зимы 1942 г. стали взрыв моста через реку Ола, подрыв паровоза на перегоне Ящицы-Шатилки и поезда с живой силой противника на перегоне Жлобин-Хальч, подрыв водонапорной башни на станции Солтановка. В конце 1942 г. партизаны уничтожили немецкий гарнизон в Мормале, а в марте следующего 1943 г. разгромили гарнизоны в Толстыках, Луках, Радуши. Через месяц партизанами был подорван спиртзавод в Солтановке.

Рост партизанского движения в районе привел к образованию новых формирований – партизанских бригад – «Железняк» и имени П. Пономоренко. Они действовали не только в Жлобинском и Стрешинском районах, но и далеко за их пределами, нанося врагу ощутимый урон.

С весны 1943 г. в левобережной части района стал действовать отряд №256 10-й Журавичской бригады. В конце апреля они разгромили немецкий гарнизон в д. Четверня. Комендант и 60 гитлеровцев были убиты, 118 человек взято в плен.

Особое внимание уделялось железнодорожным коммуникациям в тылу немецких войск. Основной тактикой партизан на железных дорогах были действия небольших мобильных диверсионных групп, которые наносили значительный урон и оставались неуловимыми. Так, за весну – начало лета 1943 г. в Жлобинском районе было совершено 15 диверсий. Об одной из них 8 июня 1943 г. на всю страну сообщило Совинформбюро: «Партизанский отряд «Железняк», который действует в одном из районов Гомельской области, подорвал 2 эшелона противника. Разбиты паровоз, 11 вагонов с войсками, 2 платформы с зенитными пушками».

Активизация партизан и наносимый ими ощутимый удар по коммуникациям вынудили противника принять новые меры по усилению тыла. Весной 1943 г. в населенных пунктах вдоль железной дороги Гомель – Жлобин были расположены дополнительные гарнизоны. В период с 14 по 27 апреля 1943 г., при поддержке авиации и артиллерии, была проведена специальная карательная акция против партизанского отряда « Смерть фашизму». Но народные мстители не испугались и сами нанесли ощутимый удар по врагу.

С наступлением коренного перелома в ходе войны и после перехода военной инициативы к Красной Армии, действия партизан на тыловых коммуникациях врага стали частью стратегических наступательных операций. Эта страница партизанской борьбы получила название «рельсовая война». Первый ее этап пришелся на 3 августа – 15 сентября 1943 г. – на период подготовки и проведения Курской битвы. План «рельсовой войны» был разработан Центральным штабом партизанского движения.

Жлобинский железнодорожный узел имел важнейшее значение в тылу немецкой группировки «Центр» — только в направлении Жлобин-Гомель ежедневно проходили более 40 военных составов. Поэтому в проведении «рельсовой  войны» он не мог остаться в стороне. Уже в первый день операции, 3 августа, партизаны заняли позиции на участке между Жлобином, Солтановкой, Шатилками, Бобруйском. Ночью здесь прогремели множественные взрывы. В результате этой широкомасштабной операции движение через железнодорожный узел было парализовано на несколько дней. В последующие дни и месяцы диверсии на железной дороге только нарастали. Так, за август – сентябрь на участках от Жлобина до Гомеля и Калинковичей  было взорвано около полутора тысяч рельсов.

Рост партизанского движения  в районе привел к образованию новых формирований – партизанских бригад – «Железняк» и имени П. Пономаренко. Они действовали не только в Жлобинском и Стрешинском районах, но и далеко за их пределами, нанося врагу ощутимый урон.

Одержав победу в Курской битве, войска Красной Армии начали наступление на обширном фронте. В результате летнего (1943 г.) наступления войска Центрального фронта вступили на землю Беларуси и вышли на правый берег Днепра. Отступая, враг должен был считаться с тем, что этот берег между Речицей и Жлобином в значительной степени контролировался народными мстителями. Важнейшие дороги, по которым можно было отступить, проходили через партизанскую зону. В многих местах они были перерыты, завалены деревьями и заминированы. Учитывая все это, фашистское командование решило нанести удар по партизанам, имея намерение рассеять их и создать свободный проход для своих частей.

24 октября 1943 г. была начата крупнейшая карательная операция. Силами двух дивизий фашисты выступали из районов Василевичей и Речицы. Семь партизанских отрядов заняли оборону по правобережью Березины и удерживали этот участок до 1 ноября. Действия велись в координации с наступающими советскими войсками. Около деревни Глушица была расчищена посадочная площадка, где в конце октября были приняты два первых самолета фронтовой авиации. Они доставили боеприпасы и увезли раненых. После того, как все боеприпасы были использованы партизанами, они отошли на левый берег Березины.

В середине ноября 1943 г. партизаны бригад  имени П. Пономаренко, имени Г. Котовского и «Железняк», по приказу фронтового командования, перекрыли и удерживали дорогу из Речицы на Горваль и Шатилки, по которой немецкие части рассчитывали отступать для объединения с войсками под Гомелем. 19 ноября, когда передовые части Красной Армии подходили к Горвалю, партизаны ворвались в местечко. Они прижали противника к реке и вынудили его к панической переправе. В результате в руки партизан попали более сотни автомобилей с боеприпасами, провиантом и обмундированием, а так же паром и понтонное оборудование. Несмотря на неоднократные попытки немцев форсировать Днепр и вновь занять Горваль, партизаны смогли в течение пяти суток удержать его до подхода частей 48-й армии.

В те же дни, вверх по течению реки, у деревни Отрубы, формирования Красной Армии и подошедшие к ним партизаны «железняковцы» — в течение двух суток, до 24 ноября, сдерживали атаки противника и смогли под огнем наладить понтонный мост для переправы советских войск.

Параллельно с партизанами действовали подпольные группы. Первые из них возникли уже в октябре 1941  г. Первые месяцы своей деятельности подпольщики всю свою энергию направляли на то, чтобы поднять моральный дух советских людей, которые оказались на временно оккупированной территории, укрепить веру в победу над ненавистным врагом, показать сущность немецкой пропаганды. Подпольщики принимали сводки Совинформбюро, писали большое количество листовок, расклеивали их по городу, устно рассказывали людям правду. Подготавливаясь к более эффективным действиям, собирали оружие, боеприпасы, запасались медикаментами.

Подпольные группы в городе сформировались в паровозном депо, типографии, больнице. Одной из первой возникла группа на железнодорожном узле в октябре 1941 г., возглавляемая  Т. Миненков. Членами группы и их друзьями было собрано на полях летних боев около Жлобина и передано партизанскому отряду «Смерть фашизму» 50 винтовок, около 200 мин, 4 ручных пулемета, 2 пушки и большое количество патронов. Члены этой группы переправляли к партизанам бывших военнослужащих, бежавших и фашистских концлагерей, и тех, кто желал с оружием в руках сражаться с врагом.

С апреля 1942 г. на железнодорожном узле действовала  патриотическая группа, созданная по инициативе разведчиков воинской части № 38629, которой руководил Д. Нижников. Их задачей было передача партизанам сведений о движении вражеских эшелонов по станции Жлобин. (Благодаря Д. Нижникову сохранились оригиналы записей, которые находятся в Жлобинском историко-краеведческом музее.)

Большое место в патриотическом движении города занимала подпольная комсомольско-молодежная группа М. Елисеева. Костяком ее являлись бывшие школьники старших классов г. Жлобина, ранее входившие в состав истребительного батальона. Это М. Елисеев, И. Исаенко, А. Николаев, В. Широкий, А. Губарев, А. Валько, К. Веремейчик и др. Вступая в группу, каждый ее член давал клятву бороться с врагом до последней капли крови, строго сохранять тайну, добросовестно выполнять все поручения. Работая в паровозном депо, патриоты использовали любую возможность вредить врагу – ломали оборудование, рабочий инструмент, сыпали песок в буксы.

В начале августа 1943 г. в депо поступил новый паровоз под номером 2514 серии 58. Таких паровозов до этого времени не было. Как и всякая новинка, он притянул внимание рабочих. Группами и по одному те подходили к локомотиву, осматривали его, обменивались мнением. Через несколько дней в толпе около паровоза оказался и подпольщик Ф. Елисеев. Он незаметно закрепил взрывчатку, произошел взрыв и новый паровоз вышел из строя. (За годы фашистской оккупации подпольщики Жлобинщины взорвали 53 паровоза.)

Большую работу проделала подпольная группа врачей. Они оказывали медицинскую помощь населению, военнопленным, выдавали фиктивные справки о болезнях жителей города и района, передавали медикаменты и перевязочные материалы партизанам. Среди них особой активностью выделялся врач В. Лобанов. Работая в сельской больнице, ему удавалось прятать в ней бывших  военнопленных, а затем переправлять в партизанский отряд.

Более 24 подпольных групп действовало в годы войны на оккупированной территории Жлобинщины. Некоторые были раскрыты фашистами, их патриоты схвачены и зверски замучены. Но на месте погибших бойцов становились новые и борьба продолжалась. Почти все группы свернули свою деятельность осенью 1943 г. и влились в ряды советских партизан, а затем и Красной Армии.

Много славных дел на счету у партизан и подпольщиков Жлобина. Они разрушали коммуникации, транспортные средства врага, пускали под откос эшелоны с живой силой и техникой противника (свыше 115 эшелонов), жгли воинские склады, наносили неожиданные удары по фашистским войскам, громили полицейские участки. Например, только партизаны бригады имени Железняка в период с 7 мая по 25 ноября 1943 года уничтожили в боях 610 гитлеровских солдат и офицеров, взорвали 36 шоссейных мостов, 68 автомобилей и много другой техники врага.

На территории Жлобинского района действовало около трех тысяч партизан и подпольщиков. Родина высоко оценила подвиги народных мстителей: многие из них награждены орденами и медалями.

В 1972 г. в честь боевых действий подпольщиков и партизан около деревни Луговая Вирня установлен обелиск с барельефным изображением партизана с автоматом.